Сегодня на рынке есть большой выбор способов отопления частного дома, начиная от твердотопливных и жидкотопливных котлов и заканчивая пока экзотическими для России тепловыми насосами. Однако несмотря на большой выбор способов отопления, многие по определенным причинам (нет доступа к газу или углю…) по-прежнему предпочитают дизельные котлы отопления, о недостатках и преимуществах которых поговорим в этой статье.

Дизельный котел Saturn.

Дизельный котел Saturn.

Котлы на дизельном топливе предназначены для основного или альтернативного обеспечения жилого дома теплом и горячей водой. В качестве топлива используется солярка или масла растительного происхождения.

Преимущества

  • Высокий КПД. При сгорании дизтоплива образуется значительное количество тепла, при этом КПД достигает 90%.
  • Дизельную котельную, в случае необходимости, можно перевести на газ. При этом следует только заменить дизельную горелку на газовую.
  • Большой выбор недорогих моделей.
  • Низкое потребление электроэнергии, которая необходима только для работы насосов отопления и автоматики управления.
  • Меньшая опасность возгорания, в сравнении с газовыми котлами. На установку дизельного оборудования не требуется получения специальных разрешений. При организации котельной на основе дизельного котла отопления достаточно соблюсти общие правила, предъявляемые к подобным помещениям.
  • Доступность топлива.

Недостатки

  • Высокая стоимость дизельного топлива
  • Предъявляются жесткие требования к качеству топлива. Применяя солярку высокого качества можно избежать множества проблем (понижение КПД агрегата, загрязнение деталей камеры сгорания, теплообменника и горелки). В дизельном топливе могут содержаться всевозможные примеси, которые забивают фильтры и могут привести к поломке насоса.
  • Необходимо постоянное присутствие человека. Несмотря на то что система отопления на дизельном топливе считается автоматической, работа котла отопления на солярке может остановиться. Желательно не оставлять его надолго без присмотра, во избежание замерзания и порыва труб отопления.
  • Обязательна система вентиляции, чтобы вытягивать неприятный запах солярки.
  • Необходимо выполнить правила пожарной безопасности.
  • Желательно организовать отдельное помещение для котельной, где будет размещаться отопительный котел на дизельном топливе.
Совет! Емкость для хранения топлива лучше всего разместить вне помещения, полностью закопав ее в грунт, что обеспечит безопасность системы. К тому же емкость и трубопровод до котла необходимо утеплить. Это делается для недопущения замерзания топлива, дело в том, что дизтопливо при температуре ниже +5°C начинает загустевать и плохо гореть. Лучшим вариантом будет подогрев трубопровода. К тому же следует использовать зимнее дизельное топливо, летнее просто напросто замерзнет в самый разгар отопительного сезона.
Бак для хранения дизельного топлива

Бак для хранения дизельного топлива

Монтаж емкости производиться в несколько шагов:

  • Под емкость выкапывается яма необходимого объема, таким образом, чтобы по бокам бака оставалось пустое пространство минимум 20 см с каждой стороны;
  • На дне ямы обустраивается бетонная подушка толщиной не менее 20 см, к которой при помощи тросов, крепиться емкость. Это делается для того, чтобы грунтовые воды не выдавили емкость на поверхность в конце отопительного сезона, когда в бочке будет мало топлива;
  • Пустое пространство между емкостью и сенами ямы заполняется смесью песка и цемента в пропорции 5 к 1. Заполнение происходит слоями толщиной до 20 см, при чем каждый слой тщательно уплотняется и только после этого насыпается другой слой;
Важно! При заполнении «песочно-цементной» смесью пространства между емкостью и стенами ямы образуется давление на стенки емкости, в результате чего они могут деформироваться. Во избежание этого, по мере насыпки смеси, емкость необходимо параллельно заполнять водой, уровень которой должен превышать уровень засыпания более чем на 20 см, но не более чем на 100 см.

Конструкция и принцип работы

Современный дизельный котел отопления устроен достаточно просто, автоматика системы управления и контроля делает эксплуатацию эффективной и безопасной. Его принцип действия такой же как у газового котла, единственное отличие – устройство горелки. Многие заводы изготовители производят комбинированные агрегаты, способные работать как на дизтопливе, так и на газе. Для перевода на другой вид топлива необходимо только сменить горелку.

Конструкция дизельного котла

Конструкция дизельного котла

При наличии комбинированного котла, газ можно использовать в качестве основного источника топлива, что будет гораздо дешевле по сравнению с соляркой. Дизтопливо использовать как альтернативный, запасной источник энергии, на случай перебоя с поставкой газа.

Отопительный котел на дизельном топливе оснащается горелкой принудительного типа, стальным либо чугунным теплообменником, фильтром очистки топлива и контроллером. Встроенная автоматика регулирует объем воздуха, необходимый для горения.

Топливо из топливного резервуара по медным трубам поступает в горелку, где происходит смешивание с воздухом, смесь разбрызгивается и загорается. Образовавшееся тепло передается теплоносителю и поступает в отопительный контур. Отработанные продукты горения выводятся через дымоходную трубу.

Существует 2 вида горелок:

  • Надувные. Высокопроизводительная турбина подает топливо под давлением.
  • Вентиляторные. Вместо турбины установлен вентилятор. Данный вид отличается большой шумностью и меньшей эффективностью.

По функциональности и типу нагрева котлы на дизельном топливе бывают:

  • Одноконтурные. Происходит подогрев воды только для системы отопления.
  • Двухконтурные. Происходит одновременный обогрев помещения и подогрев воды для ГВС (присутствует дополнительная встроенная горелка для получения горячей воды).

Монтаж и особенности эксплуатации

Выполнение условий и норм монтажа обеспечит дальнейшую безопасную и надежную эксплуатацию оборудования.

Котел на дизельном топливе в частном доме.

  • Перед монтажом необходимо подготовить соответствующее помещение. Стены котельной выполняют из кирпича или бетонных блоков, которые покрываются штукатуркой или облицовочной плиткой. Высота потолков – не < 2,5 м.
  • Резервуар с топливом помещается в углубление (в земле). Это повышает пожарную безопасность и «спасает» солярку от низких температур.
Важно! Объем запаса топлива в помещении не должен быть >900 литров.
  • Котел устанавливается на бетонную или металлическую возвышенность высотой не менее 20 см, которая выравнивается по уровню.
  • Далее производится установка котла на место. Подключается подача и обратка, с установкой осадочных фильтров. В двухконтурном котле на солярке осуществляется обвязка системы водоснабжения (подключение системы к водонагревателю.
  • Устанавливается топливный резервуар.
  • Монтируется дымоход.
  • Проводятся испытательные и пусконаладочные работы.

Расход топлива

Рассчитать расход топлива можно по формуле:

Мощность горелки (кВт) умножается на 0,1 = расход топлива (кг/час)

где 0,1 – коэффициент.

Например, если мощность котла (горелки)=20 кВт, то

20 х 0,1= 2 кг/час.

То есть, расход агрегата — 2 кг топлива за 1 час.

Соответственно, расход за сутки:

2 х 24 = 48 кг

Как выбрать?

Производители стараются учитывать потребности потребителей, понимая важность вопроса экономии. Разрабатывая новые модели, приоритетными становятся идеи по снижению потребления топлива, при повышении уровня теплоотдачи. Все современные разработки в обязательном порядке оснащаются автоматикой, с несколькими режимами экономии и работы.

Устройство жидкотопливного котла Viessmann

Устройство жидкотопливного котла Viessmann

При выборе котла следует обратить внимание на материал теплообменника, толщину стенок, качество металла и других узлов агрегата. Перед покупкой следует ознакомиться с брендами и моделями, хорошо зарекомендовавшими себя на отечественном рынке.

При выборе дизельного котла отопления необходимо обратить внимание на его мощность.

Чтобы отопить 20 м² помещения, высотой 2,5 м, необходимо 2 кВт тепловой энергии, значит, для дома 200 м² потребуется котел мощностью 20 кВт.

На стоимость дизельного котла влияет материал, из которого изготовлен теплообменник:

  • Чугунные теплообменники. Они долговечны (срок службы до 30 лет) и менее подвержены коррозии. Однако имеются и недостатки: хрупкость материала и высокая стоимость.
  • Стальные теплообменники. Приемлемая цена, срок службы около 20 лет, не боятся транспортировки и ударов.

Видео