В связи с постоянным ростом цен на газ вопрос об альтернативных отопительных системах стоит как нельзя более остро. Одним из вариантов решения проблемы является использование котла на отработанном масле. Особенно актуален он в том случае, если «отработка» скапливается на предприятии в значительных количествах. Гаражи, СТО, трансформаторные и ремонтные железнодорожные станции могут таким образом не только утилизировать отходы, образующиеся в результате основной деятельности, но и значительно сэкономить на отоплении в зимний период. Подойдет такая система обогрева и в том случае, если ваша дача или индивидуальный коттедж расположен в местности без центрального газопровода.

Котел, работающий на отработке.

Котел, работающий на отработке.

Особенности котлов на отработке

Печи, использующие в качестве сырья отработанные моторные и трансформаторные масла, по своей конструкции несколько отличаются от отопительных котлов, работа которых базируется на дизельном топливе. «Отработка» по своему составу достаточно разнородна, и содержит значительное количество загрязнений, в виде остатков высокомолекулярных битуминозных соединений. Для оптимального дожига используемого вторичного сырья приходится использовать этап предварительного подогрева топлива до 71°С и поддерживать более высокую температуру сжигания. Именно поэтому горелки котлов промышленного производства снабжены специальной камерой, защищенной теплоизоляционным кожухом и керамическим (стальным , полимерным) дожигателем. Дожигатель монтируют на донной части котла, с подъемом по задней стенки камеры сгорания.

Другим технологическим приемом, позволяющим оптимизировать работу котла на отработанном масле является применение двух- или трехходового теплообменника с большим диаметром труб. Благодаря такой конструкции, топочный газ проходит по трубам несколько раз, что значительно повышает коэффициент полезного действия оборудования.

Бочка с отработанным маслом + трубопровод для подачи топлива в котел. Бочка располагается в отдельном помещении.

Бочка с отработанным маслом + трубопровод для подачи топлива в котел. Бочка располагается в отдельном помещении.

Для оптимизации работы оборудования, промышленные образцы котлов на жидком топливе снабжаются возможностью взаимозаменяемости нескольких видов горелок. Отработанные масла, с их повышенной вязкостью и большим количеством посторонних примесей лучше всего работают на эжекторных горелках, с увеличенным диаметром сопла (1-2 мм). В этом случае загрязненное сырье гораздо реже блокирует узел, чем в горелках высокого давления. Поможет в этом случае и предварительная многоступенчатая фильтрация топлива перед непосредственным использованием.

В некоторых конструкциях используется метод капельной подачи масла. Топливо в этом случае подается сверху, насосом через фильтр и попадает мельчайшими порциями на раскаленную тарелку (чашу). Дополнительно в зону горения вентилятором подается атмосферный воздух, в результате чего происходит полное пиролизное выгорание масляной смеси. От перелива котел защищается специальным тройником с ниппелем, по которому излишки топлива отводятся обратно в бак.

kotel-na-otrabotke-teploterm

Котел ТеплоТерм.

Котлы на отработке с водяным контуром могут использоваться как резервное отопительное оборудование, при этом их монтируют, включая в общую систему теплоснабжения.

Дымоход и вентиляция

При установке котла на отработанном топливе отдельное внимание следует уделить отводу топочных газов, так как из-за большого количества различных присадок и добавок в маслах они могут содержать большое количество сажи. Следует учесть, что отходящие газы подобного котла имеют достаточно высокую температуру (400-500°С) и большое количество конденсата. Нежелательно использовать трубы квадратного профиля, так как это значительно затруднит их очистку от копоти и скапливающегося нагара. Оптимальным вариантом, учитывающим все эти нюансы, будет использование трубы из нержавеющей стали, алюминия или керамики, монтируемой в кирпичный или бетонный канал.

Устанавливаться водяные котлы на отработке должны в хорошо вентилируемом, отдельном помещении, так как печь требует постоянного притока атмосферного воздуха и выжигает кислород. Если смонтировать двухконтурный коаксиальный дымоход, приток воздуха будет осуществляться по его внешнему каналу, благодаря чему КПД прибора и его пожаробезопасность повысится.

Будьте готовы к трудностям

Использование данного вида топлива потребует от вас некоторых усилий при обслуживании. Перед первым обслуживанием котла в каждом отопительном сезоне специалисты рекомендуют футеровку камеры сгорания. Специальные мастики на силикатной или полимер-силикатной основе наносятся обычными строительными валиками, после чего котел тщательно просушивается. Такая систематическая обработка предохранит печь от прогорания и продлит срок ее работы.

Из-за уже упоминавшихся ранее примесей в масляных смесях, требуется постоянная очистка камеры сгорания от шлаковых загрязнений. Котел перед чисткой должен, конечно же, полностью остыть. Удаление шлаковых масс производится через специальную крышку зольника, скребком. Количество шлака напрямую зависит от состава топлива. Кроме этого каждые сутки работы выполняется чистка тарелки капельного котла. Ежемесячно придется также чистить и топливный бак, в котором собираются вязкие отложения.

Старый газовый баллон подойдет в качестве основы для самодельного котла.

Старый газовый баллон подойдет в качестве основы для самодельного котла.

Своими руками или покупной?

Следует ли попробовать изготовить водяной котел на отработанном масле своими руками? В Интернете легко найти чертежи самых различных приборов, от простейшей буржуйки до сложных теплообменных устройств. Тем не менее, самодельные котлы не смогут гарантировать вам полноту сгорания топлива и автоматизацию процесса. Торговля предлагает нам немало печей как отечественного, так и зарубежного производства. Практики утверждают, что из отечественных моделей наиболее экономически выгоден котел «ГеККОН», не требующий предварительного подогрева и фильтрации масла. Кроме того, именно пиролизные конструкции Курлыкова позволяют перерабатывать сырье любой вязкости, тормозную и промывочную жидкость, а также пищевые масла.

Видео