Котлы, использующие твёрдое топливо (уголь, дрова, торф и т.п.) занимают особую нишу на рынке отопительного оборудования. Они особенно востребованы (а иногда и незаменимы) в регионах, куда ещё не дошли блага цивилизации, такие как газ или электричество.
Эксплуатация котла данного типа не требует особых знаний или навыков (по большому счёту это та же печка), если котельное оборудование смонтировано и отрегулировано по всем правилам.
Прежде всего, должна быть обеспечена хорошая тяга дымовой трубы, так именно она играет ключевую роль не только в эффективной работе агрегата, но и в противопожарной безопасности. О тяге и механизме её регулирования и пойдёт речь.
Тяга дымохода: зачем она нужна как регулируется?
При сгорании твёрдого топлива образуются продукты горения. Часть из них остаётся в топке в виде золы, другая часть превращается в дым, который нужно вывести из помещения через трубу дымохода. Чтобы дым пошёл именно в трубу, а не в дом, нужно создать определённые условия, а именно хорошую тягу.
Тяга в дымоходе создаётся за счёт перепада температуры на его протяжении, то есть на входе и на выходе. Чем выше эта разность, тем сильнее вентиляционный эффект. Таким образом, за счёт тяги обеспечивается не только удаление дыма, но и вентиляция всего помещения.
Под хорошей тягой понимается не её сила, а её оптимальное значение. Слишком слабая тяга может привести к затуханию пламени в топке, слишком сильная – к неоправданно быстрому сгоранию топлива и, как следствие, к снижению КПД системы отопления. Вот почему регулировка тяги является существенным условием эффективной работы твёрдотопливного котла.
Подачу воздуха в камеру сгорания котла можно регулировать вручную, регулярно открывая и закрывая дверцу зольника. Однако разумней будет доверить эту операцию автоматике, а именно регулятору тяги для твердотопливных котлов. Его задача – контроль над подачей нужного количества воздуха (а значит и кислорода) в топку. Тогда процесс горения будет протекать по заданной схеме, оптимизируя теплоотдачу заложенного в котёл топлива.
Автоматический регулятор тяги с механическим приводом
Механический регулятор тяги обеспечивает дозировку подачи воздуха в топочную камеру в зависимости от степени нагрева теплоносителя, благодаря чему меняется интенсивность горения топлива. Этим достигается существенная экономия энергоресурсов (от 15 до 30%, в зависимости от вида топлива) и поддержание заданной температуры. Преимущество данного прибора состоит в том, что он не требует подключения к электричеству, не сложен в исполнении и неприхотлив в эксплуатации.
Устройство и принцип работы
Как уже отмечалось, с конструктивной точки зрения регулятор довольно прост. Его основными частями являются:
- корпус;
- рычаг;
- гильза;
- рукоятка со шкалой;
- терморегулятор;
- металлическая цепочка.
В зависимости от конструкции котла регулятор устанавливается либо на верхней, либо на фронтальной, либо на боковой панели в специально предусмотренное для этого гнездо. При этом обеспечивается контакт гильзы с теплоносителем.
Находящийся в гильзе термостат реагирует на температуру теплоносителя и приводит в действие рычаг с закреплённой на нём цепочкой. Другой конец цепочки крепится к воздушной заслонке зольника, которая регулирует подачу воздуха в камеру сгорания.
При повышении температуры воды в отопительном контуре поступление находящегося в воздухе кислорода в топку ограничивается, за счёт чего интенсивность горения снижается. И наоборот, с понижением температуры приводной механизм открывает дверцу заслонки шире, увеличивая поступление кислорода и, соответственно, усиливая скорость сгорания топлива.
Критерии выбора
Для правильного выбора регулятора тяги для твердотопливных котлов нужно ознакомиться с его техническими параметрами, такими как:
- температурный диапазон работы терморегулятора;
- рабочий ход рычажного привода цепи, который следует сопоставить с перемещением заслонки зольника котла;
- максимальное усилие, развиваемое цепным приводом регулятора – оно должно быть больше веса воздушной заслонки;
- диаметр резьбового соединения, который должен совпадать с диаметром посадочного гнезда (в противном случае целесообразно заранее побеспокоиться о подходящем переходнике).
Выбирая регулятор, грамотный покупатель обязательно поинтересуется, возможно ли заменить (отремонтировать) его приводной механизм без опорожнения системы отопления, так как не все модели регуляторов обладают этой функцией.
Автоматический регулятор тяги с электрическим приводом
Обладателей дорогостоящих твёрдотопливных котлов могут заинтересовать регуляторы горения с электроприводом, которые обладают более богатым функционалом и эстетикой по сравнению с механическими собратьями. В частности, эти приборы обеспечивают более точную регулировку тяги, позволяют получать уведомления о возникновении нештатной ситуации (в виде звукового сигнала или удалённой сигнализации), управлять циркуляционным насосом (если таковой установлен в системе отопления). На дисплее отражается текущая температура теплоносителя.
Для установки датчика температуры не требуется делать врезку в котёл или отопительный контур: его можно прикрепить на любой стороне агрегата либо на выходном трубопроводе с помощью специальной теплопроводной пасты. Воздушная заслонка приводится в движение шаговым двигателем, управляемым микропроцессором. Все настройки удобно выведены на три кнопки управления. Напряжение на блок управления подаётся через адаптер 220/6 В, потребляемая мощность находится в пределах 5 Вт.
Всё бы хорошо, но вот цена на автоматический регулятор тяги для твердотопливных котлов может составить до 25% стоимости самого котла. Стоит ли овчинка выделки – личное дело каждого.
Видео
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.